Современные цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. Преимущества электронного взаимодействия оценили налогоплательщики – порядка 87 % налоговой отчетности предоставляемой севастопольскими бизнесменами, подписывается квалифицированной электронной подписью и направляется средствами телекоммуникационной связи.

С 1 июля прошлого года руководители организаций и индивидуальные предприниматели могут бесплатно получить электронную подпись в налоговой службе. За этот период в Севастополе выдано более 10 тысяч ключей электронной цифровой подписи.

Напомним, что процедура оформления квалифицированной электронной подписи в налоговом органе бесплатна. Для получения электронной подписи необходимо представить документ, удостоверяющий личность (паспорт), СНИЛС, USB-носитель ключевой информации (токен), который  сертифицирован ФСТЭК или ФСБ, и пройти процедуру идентификации.  

Получив ключ электронной цифровой подписи, необходимо соблюдать меры предосторожности при ее использовании и хранении. Если доступ к подписи получат посторонние лица или мошенники, это может доставить немало неприятных минут ее владельцу.

С какими негативными последствиями можно столкнуться?

- На ваше имя могут оформить микрокредиты;

- Ваш автомобиль могут продать без вашего ведома;

- Вас могут сделать номинальным руководителем фирмы-однодневки;

- Если вы владелец организации, ее могут переоформить на другое лицо, вывести деньги компании на другой счет, незаконно возместить НДС;

- Вместо вас могут подписать любые документы;

- Вас могут привлечь к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области электронной подписи.

Чтобы избежать вышеуказанных последствий необходимо соблюдать ряд правил:

-Не передавайте ключевой носитель третьим лицам, даже тем, кому вы доверяете! Если вы руководитель организации и ваш сотрудник должен подписывать документы с помощью электронной подписи, обеспечьте его собственным ключевым носителем с закрытым ключом электронной подписи и сертификатом на его имя, а также выдайте доверенность на подписание документов.

- Обеспечьте надежное хранение носителя с электронной подписью (ключевой носитель), которое исключает доступ к нему посторонних лиц (например, храните его в сейфе). Не оставляйте ключевой носитель подключенным к компьютеру без присмотра.

- При потере или краже ключевого носителя незамедлительно обратитесь с заявлением на отзыв сертификата в любую точку удостоверяющего центра ФНС России. Это не позволит злоумышленнику совершать мошеннические действия с использованием этого сертификата.

- Замените «заводской» пароль (PIN-код) ключевого носителя на свой собственный при получении электронной подписи, как вы это делаете с банковской картой. Обеспечьте надежное хранение пароля, исключите доступ к паролю любых лиц.

- Внимательно читайте документы при оформлении различных сервисов в организациях, оказывающих услуги для бизнеса и банках. Если вы видите в тексте соглашения словосочетание “электронная подпись”, уделите этому разделу особое внимание. Возможно, на вас оформят сертификат электронной подписи, закрытый ключ от которой будет храниться в недоступном для вас месте. Если к этому ключу будет доступ у третьих лиц, не исключено, что за вас и без вашего ведома могут подписать какие-либо документы в электронной форме.

- Не соглашайтесь на предложения выдать электронную подпись без личной явки при первичном ее получении. Во-первых, это незаконно. Во-вторых, закрытый ключ могут скопировать, и так же, как в предыдущем сценарии, использовать его без вашего ведома для формирования электронной подписи на электронном документе.

- Регулярно проверяйте информацию о выпуске на ваше имя сертификатов электронных подписей на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Информация о выпущенных на ваше имя электронных подписях и удостоверяющих центрах, которые их выпустили, размещены на сайте «Госуслуги» в вашем личном кабинете в разделе "Настройки и безопасность", подраздел "Электронная подпись".