Прокуратура разъясняет

Возврат родительской платы за посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения города Севастополя за период времени с 01.01.2015 по 27.03.2015

В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.ст. 16, 26 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе» предусмотрено установление платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях (организациях), осуществляющих образовательную деятельность в городе Севастополе.

Постановлением Правительства Севастополя от 28.02.2015 № 121-ПП утверждено соответствующее Положение о плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях (организациях), осуществляющих образовательную деятельность в городе Севастополе, которое вступило в законную силу 27.03.2015.

Решением Севастопольского городского суда от 15.06.2015 удовлетворено заявление прокуратуры города Севастополя о признании недействующим и отмене пункта 7 постановления Правительства Севастополя от 28.02.2015 № 121-ПП в части его распространения на общественные отношения, возникшие до вступления его в законную силу — 27.03.2015.

Во исполнение указанного решения суда постановлением Правительства Севастополя от 31.08.2015 № 832-ПП внесены изменения в п. 7 постановления Правительства Севастополя от 28.02.2015 № 121-ПП, согласно которых данное постановление вступает в силу со дня его опубликования, а именно: с 27.03.2015.

В связи с изложенным, граждане, внесшие родительскую плату за посещение детьми дошкольных образовательных учреждений города за период времени с 01.01.2015 по 27.03.2015, имеют право на возврат указанных денежных средств, так как они взимались на основании положений нормативного правового акта Правительства Севастополя, признанных судом незаконными.

В соответствии с п. 6.2 постановления Правительства Севастополя от 28.02.2015 № 121-ПП контроль за начислением средств родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных учреждениях (организациях) осуществляют в пределах своей компетенции Департамент образования города Севастополя, государственное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений города Севастополя» и руководители образовательных учреждений.

Таким образом, в целях реализации своего права на возврат уплаченных денежных средств за присмотр и уход за детьми за период времени с 01.01.2015 по 27.03.2015 родителям необходимо обратиться с письменным заявлением к руководителям соответствующих образовательных учреждений, выдавшим квитанции на оплату.

Прокуратура города Севастополя. Декабрь 2015 г.

Возможно ли принять жалобу о нарушении прав ребенка в образовательном учреждении, если она написана не от лица родителя (законного представителя)?

Становление ребенка как личности довольно часто сопровождается возникновением разного рода конфликтов не только в семье, но и за ее пределами — в образовательных учреждениях.

Защита прав и интересов детей включает в себя установленные законом формы и способы восстановления нарушенных прав ребенка, а также принятие мер по предотвращению таких нарушений.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители (лица, их заменяющие — усыновители, опекуны, попечители, приемные родители) являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и вправе представлять и защищать их права и интересы во всех органах и организациях без специальных полномочий в силу одного лишь факта рождения ими либо усыновления ребенка и регистрации указанных лиц в качестве родителей.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Согласно ст. ст. 23 и 43 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» полномочия родителей и усыновителей подтверждаются соответствующими свидетельствами, выданными органами записи актов гражданского состояния (свидетельством о рождении, свидетельством об усыновлении).

Полномочия опекунов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, попечителей несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет подтверждаются соответствующим документом, выданным органом опеки и попечительства (ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Поскольку с точки зрения действующего законодательства от имени несовершеннолетнего выступают родители, усыновители, опекуны (попечители), то жалоба о нарушении прав ребенка в образовательном учреждении может быть подана только его родителями (законными представителями).

В случае если родитель (законный представитель) считает, что права ребенка нарушены, то он вправе обратиться с заявлением или жалобой к педагогу, администрации учебного заведения, в орган управления образованием, а также в прокуратуру.

Требования к порядку и форме подачи обращений и жалоб граждан закреплены в ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Общий срок рассмотрения жалобы – 30 дней со дня ее регистрации.

Прокуратура города Севастополя. Декабрь 2015 г.

Ответственность за размещение нацистской символики и атрибутики в сети Интернет

Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» запрещено распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения, включенных в Федеральный список экстремистских материалов. За эти деяния законодательством Российской Федерации установлена соответствующая ответственность физических и юридических лиц.

В частности, Федеральным законом установлено, что за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданскую ответственность.

За пропаганду или публичное демонстрирование нацистской символики и атрибутики предусмотрена административная ответственность по статье 20.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ).

Наказание для граждан предусмотрено в виде штрафа от 1 до 2 тысяч рублей, либо административного ареста на срок до 15 суток, для должностных лиц — от 1 до 4-х тысяч рублей, для юридических лиц — от 10 до 50 тысяч рублей. При этом во всех случаях предмет административного правонарушения подлежит конфискации.

Также предусмотрена административная ответственность за изготовление, сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики.

За совершение данного правонарушения налагается административный штраф на граждан в размере от 1 до 2 тысяч 500 рублей, на должностных лиц — от 2 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц — от 20 до 100 тысяч рублей с обязательной конфискацией предмета административного правонарушения.

Часть 1 статьи 20.3 КоАП РФ имеет непосредственное отношение к интернет-дневникам и блогам в сети Интернет. Размещение нацистской символики и атрибутики запрещено не только в содержании записей в дневнике или сообществе, но также в комментариях, названии дневника, эпиграфе, логине, аватаре, интересах пользователя, содержании его профиля и подписи под ником — абсолютно все атрибуты могут быть признаны пропагандой.

Статьёй 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения. За совершение данного правонарушения предусмотрено следующее наказание: для граждан — штраф в размере от 1 до 3 тысяч рублей, административный арест на срок до 15 суток, для должностных лиц — от 2 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц — от 100 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Материалы и оборудование, использованное для производства экстремистских материалов подлежат конфискации.

Если распространение экстремистских материалов осуществляется с целью возбуждения ненависти или вражды, а равно унижения человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, публично или с использованием СМИ и сети Интернет, то виновное лицо ждет уголовная ответственность, предусмотренная статьей 282 УК РФ (максимальное наказание — лишение свободы на срок до 5 лет).

Ответственность за размещение нацистской символики и атрибутики в сети Интернет несовершеннолетним гражданином, не достигшим 16 лет, т. е. возраста привлечения к административной ответственности, несут родители.

Статьей 5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей (наказание — штраф до 500 рублей, а за повторные факты – штраф до 5 тысяч рублей или административный арест до 5 суток).

Прокуратура города Севастополя. Октябрь 2015 г.

Разъяснение о возможности проведения строительных работ на основании разрешительной и декларативной документации, полученной до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации

В прокуратуру города поступают обращения граждан и юридических лиц о законности проведения строительных работ на территории города на основании разрешительной и декларативной документации, полученной до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В связи с чем, ранее полученные разрешительные документы на проведение строительства и реконструкции объектов капитального строительства в настоящий момент являются действующими.

Также, на основании ч. 4 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор на территории города федерального значения Севастополя осуществляется Управлением государственного строительного контроля и экспертизы города Севастополя (далее – Севгосстройнадзор).

Согласно ч. 6 названной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведённой органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 7  ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.

Прокуратура города Севастополя. Октябрь 2015 г.

Автовладельцы имеют право на компенсацию вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием, произошедшим в связи с повреждением дорожного покрытия

По статистике каждое пятое дорожно-транспортное происшествие в России происходит из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает право автовладельца на компенсацию ущерба, причиненного его транспортному средству по причине ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги.

Согласно положениям ст. 11, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства – на исполнителя работ. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании ст. 28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований данного закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автодорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Так, ст. 1064 ГК РФ закрепляет, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Кроме того, ст. 151 ГК РФ предусмотрено право гражданина на компенсацию морального вреда.

Если вы попали в ДТП, выполните предусмотренные п. 2.5 Правил дорожного движения обязанности – остановите транспортное средство, включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки, сообщите о случившемся в полицию, запишите фамилии и адреса очевидцев и ожидайте прибытия сотрудников полиции.

Зафиксируйте с помощью фотоаппарата в присутствии свидетелей повреждения автомобиля и дорожного покрытия, тормозной путь автомобиля. Постарайтесь сделать кадры с привязкой к местности. Также необходимо обратить внимание и зафиксировать наличие или отсутствие предупреждающих об опасном препятствии знаков, правильность их установки и читаемость.

После прибытия сотрудников ГИБДД внимательно изучите правильность и объективность оформления ими документов: справки о ДТП, схемы, протокола и др.

Для того, чтобы виновная организация выплатила компенсацию пострадавшему в ДТП водителю, необходимо доказать наличие факта причинения ущерба автомобилю, грузу или иному имуществу, а также, возможного вреда здоровью физических лиц. При этом факт причинения вреда должен быть непосредственно связан с ДТП. Для этого требуется соответствующее указание в протоколе, составленном работниками Госавтоинспекции, и (или) в экспертном заключении независимой экспертной организации. Нужно обратить внимание, что в протоколе осмотра места происшествия (схеме ДТП) должны быть указаны размеры просадки проезжей части (выбоины, иные повреждения) и ее расположение относительно границ проезжей части (с привязкой к обочине), следы юза или торможения, расположение транспортного средства относительно границ проезжей части. При этом следует иметь ввиду, что ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, определяет предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п.

Также следует обосновать величину ущерба. Для этого рекомендуется получить заключение независимого эксперта.

Собрав все необходимые документы, определив виновника, который компенсирует ущерб, обратитесь в суд с иском о возмещении ущерба причиненного дорожно-транспортным происшествием.

Кроме того, за защитой нарушенных прав вы вправе обратиться в органы прокуратуры.

Прокуратура города Севастополя. Май 2015 г.

Способы обжалования действий (бездействия) и решений органов дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора

Случаи необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел – явление нередкое. Лица, участвующие в уголовном судопроизводстве, или иные лица, в той части, в которой проводимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, имеют право на их обжалование.

К участникам уголовного судопроизводства в соответствии с гл. 5-8 УПК РФ относятся: суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, подозреваемый, обвиняемый, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика.

К иным участникам уголовного судопроизводства относятся: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

Законодателем предусмотрено два способа обжалования действий (бездействия) и решений органов дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора.

В первую очередь, такая жалоба может быть подана в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК Российской Федерации прокурору, а если обжалуются действия (бездействие) и решения следователя, то и руководителю соответствующего следственного органа.

Согласно ст. 124 УПК Российской Федерации прокурор, руководитель следственного органа рассматривают жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток. О продлении срока разрешения жалобы заявитель уведомляется. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. При удовлетворении жалобы прокурор принимает меры к восстановлению прав и свобод граждан, обеспечению законных интересов предприятия, учреждений и организаций, на что указывается в резолютивной части постановления. В случае отказа в удовлетворении жалобы заявитель также должен быть уведомлен о принятом решении с обязательным разъяснением порядка его обжалования.

Кроме того, аналогичная жалоба может быть подана в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК Российской Федерации, в федеральный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления либо, в определённых случаях, по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Судья проверяет законность и обоснованность обжалуемых действий (бездействия) и решений не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании. По результатам рассмотрения суд выносит решение об оставлении жалобы без удовлетворения либо о признании обжалуемого действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и его обязанности устранить допущенное нарушение.

Следует разъяснить, что правом подачи жалобы в порядке статей 124 и 125 УПК Российской Федерации наделены участники уголовного судопроизводств, а также иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Законом не установлен срок, в течение которого можно обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела.

Жалоба в порядке ст. 124 УПК РФ должна быть направлена непосредственно надзирающему прокурору, в компетенцию которого входит осуществление надзора за соблюдением законов органами предварительного следствия и дознания, расположенными на территории соответствующего города или района, за исключением случаев, когда этим прокурором уже принималось решение по обращению с аналогичными доводами.

Прокуратура города Севастополя. Март 2015 г.