Сегодня современные школьники испытывают большие нагрузки. Поэтому большое значение имеет правильно составленный режим дня, который поможет ученику грамотно распределить нагрузку и научиться управлять своим временем.
Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим.
Составляем режим дня вместе с ребёнком
Чтобы школьник охотнее соблюдал распорядок, привлеките его к составлению расписания дня.
Возьмите лист бумаги и расчертите его на неделю или месяц. Кому больше нравится электронный вариант распорядка дня, воспользуйтесь приложением.
- Укажите время пробуждения и отхода ребёнка ко сну.
- Распределите время, когда ребёнок находится в школе и сколько он тратит на выполнение домашних заданий.
- Впишите секции или кружки.
- Добавьте время отдыха и физической активности. Спросите у ребёнка, чем он хотел бы заниматься в свободное время. Подумайте, как уместить хобби и желания в расписание.
- Не забудьте указать время приёма пищи и путь до школы и обратно.
Сон
Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение, хорошо проветренная комната.
Примерные нормы ночного сна для школьников:
В 1–4 классе — 10–10,5 часа, 5–7 классы — 10,5 часа, 6–9 классы — 9–9,5 часа, 10–11 классы — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Организация рабочего места школьника
Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.
Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок - левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза.
Оптимальное соотношение высоты стола и стула: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.
Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель - один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.
Памятка для выполнения домашней работы
- Садитесь за уроки всегда в одно и то же время
- Выключите радио, телевизор, компьютер. В комнате должно быть тихо.
- Приготовьте письменные принадлежности для занятий и положите их на место, которое вы всегда отводите им на столе
- Уберите со стола все лишнее
Компьютер
Внеучебные занятия с использованием компьютеров рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
- для обучающихся в 2-5 классах - не более 60 мин.;
- для обучающихся в 6 классах и старше - не более 90 мин.
Игры и прогулки
Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3-3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
При составлении расписания дня ученика учитывайте индивидуальные особенности ребёнка — возраст, форму обучения и его интересы.
Помните: режим дня должен помогать школьнику, а не угнетать его.