Дети и подростки развиваются в процессе организованной, разнообразной по форме и продолжительности деятельности, самой трудной из которых является умственная деятельность, связанная с обучением в образовательном учреждении. Дозируемая с учетом сил и возможностей детского организма, умственная деятельность стимулирует развитие нервной системы, речи, анализаторов, усиливает энергетические процессы в организме, способствует нормальному росту и развитию. Однако активность ребенка не беспредельна: при интенсивной или длительной умственной деятельности у детей развивается утомление. Помимо этого, дети утомляются при длительной неподвижности или ограничении двигательной активности.
Начальные признаки утомления:
- снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
- ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
- ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка - он становится явно хуже;
- ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.
Профилактика переутомления у детей включает в себя ряд мероприятий, основанных на гигиеническом нормировании деятельности:
- обеспечение оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания;
- умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;
- деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.
Что необходимо знать родителям и педагогам для сохранения здоровья ребенка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в процессе обучения:
Не перегружайте ребенка чрезмерным количеством занятий, поскольку его резервы ограничены. Не нужно заставлять ребенка учить большие объемы, лучше перенесите акцент на развитие внимательности, сообразительности, логики, способности обобщать и делать выводы. Установите для ребенка режим дня. Не разрешайте школьникам ложится спать позднее 22 часов и делать уроки допоздна.Обеспечьте ребенку двигательную активность, вместе занимайтесь спортом. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями. Не забывайте о правильном питании. Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.