Перед покупкой продуктов питания необходимо провести их органолептическую оценку, в том числе обратить внимание на цвет, запах, консистенцию, а также целостность упаковки (при наличии). Упаковка должна быть без повреждений, герметичной, с чётко читаемой маркировкой.

Особое внимание следует уделять дате изготовления и срокам годности продуктов.

Обязательно обращайте внимание на температурный режим хранения продукта в магазине и сопоставляйте его с условиями хранения, указанными на маркировке товара. Если температура хранения в месте реализации выше указанной производителем лучше отказаться от покупки.

Помните о принципах соблюдения товарного соседства. Готовые к употреблению продукты не должны размещаться на одной полке с сырыми продуктами, это может вызвать загрязнение готовой продукции и в дальнейшем привести к пищевому отравлению или кишечной инфекции у потребителя. Эти же правила распространяются при размещении продуктов в продовольственной тележке и при перекладывании их в сумки и пакеты на кассе.

Как выбирать безопасные продукты?

При приобретении продуктов питания необходимо обращать внимание на их маркировку.

Маркировка пищевой продукции — информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.

Маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легко читаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей, при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка.

Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

1) наименование пищевой продукции;

2) состав пищевой продукции;

3) количество пищевой продукции;

4) дату изготовления пищевой продукции;

5) срок годности пищевой продукции;

6) условия хранения пищевой продукции;

7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции;

8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

9) показатели пищевой ценности пищевой продукции;

10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов;

11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

При отсутствии на продукте питания маркировки, рекомендуется отказаться от приобретения такой продукции.

Также следует избегать приобретения продуктов питания у частных лиц (придорожная торговля, торговля с лотков у магазинов и т.п.), не имеющих соответствующих документов, подтверждающих качество и безопасность товара, так как качество и безопасность такой продукции не могут быть гарантированы.

Имейте привычку сохранять чеки. Они помогут вам не только помочь вернуть товар в случае чего, но и вспомнить, что было куплено и по какой цене.

Что делать потребителю при обнаружении просроченного продукта:

- нужно начать с требования убрать товар с истекшим сроком годности с прилавка у администрации магазина;

- если прошедший срок годности продукта был обнаружен после его покупки, необходимо обратиться в магазин с устной просьбой вернуть деньги или заменить просроченный продукт на аналогичный качественный;

- в случае отказа вернуть денежные средства или заменить продукт, потребителю нужно оформить претензию в письменном виде – один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу (законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, либо лицу, уполномоченному на принятие претензии), либо направить по почте письмом с уведомлением о вручении. В случае личного вручения претензии, на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, ФИО лица, принявшего претензию. Рассмотрение претензии осуществляется в течении 10 дней;

- при некорректном поведении сотрудников и представителей магазина на претензию потребителю следует обратиться с исковым заявлением в суд. В таком случае суд вернет не только стоимость товара, но и расходы на юридическую помощь, неустойку, штраф в размере 50% от присужденной суммы и компенсацию морального вреда;

- в случае отказа вернуть денежные средства или заменить продукт потребителю необходимо сфотографировать товар с этикеткой и написать жалобу в Управление Роспотребнадзора.