Разрешительный режим должен применяться при реализации товаров, которые относятся к самым востребованным и продаваемым. Такую продукцию подделывают чаще, а значит, выше риск того, что использование контрафактных товаров приведёт к серьёзным последствиям для здоровья и безопасности потребителей.

Напоминаем, что с 1 апреля 2024 года поэтапно вводится режим проверок на кассах для товаров, подлежащих маркировке, для следующих категорий: табак, пиво, молочная продукция, упакованная вода, антисептики, БАД, обувь, фотоаппараты, шины, одежда, духи и безалкогольные напитки.

С этой даты поэтапно наступает запрет продажи товара, подлежащего обязательной маркировке, если при проверке кода маркировки на кассе верхнеуровневое кассовое ПО выдало ошибку.

Что такое «разрешительный режим при продаже маркированных товаров»?

Разрешительный режим – дополнительная мера защиты покупателей от нелегальной продукции, недобросовестных производителей и продавцов. Он исключает продажу поддельного товара низкого качества. Также с ним не получится реализовать «просрочку».

Проверка может происходит онлайн (через обращение за информацией к данным в «Честном знаке») или оффлайн, на основании данных, хранящихся в кассовой программе.

Суть разрешительного режима в том, что касса автоматически отправляет код маркировки в Честный знак, как только продавец отсканирует этот код. Если касса получает положительный ответ от Честного знака, то добавляет товар в чек.

Если Честный знак сообщает об ошибке, касса не добавит товар в чек, значит, продать его не получится.Можно отсканировать код на другом товаре и после успешной проверки продать его вместо отложенного. Далее следует разобраться, в чем причина, и действовать исходя из причины.

7 причин блокировки и рекомендации, что делать дальше.

Случаи запрета при работе с разрешительным режимом, указанные в Постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944:

  1. Срок годности закончился

Касается молочной продукции, пива, слабого алкоголя, упакованной воды. Тут все предельно ясно – такую продукцию продавать нельзя. Это регламентировано ФЗ №29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителей». Кассир должен предложить покупателю свежий товар.

  1. Продажа маркированной единицы заблокирована государственным органом надзора

Причины обычно веские, например, товар опасен для жизни покупателя. Подробные разъяснения даст только сам контролирующий орган, указанный в «Честном знаке», куда и следует обратиться магазину.

  1. Реализация по цене дороже либо дешевле МРЦ (максимальной розничной цены)

Запрет релевантен только для табачной продукции. Стоимость нужно скорректировать и продавать именно по МРЦ.

  1. В базе «Честный знак» нет сведений о коде маркировки

То есть, такой код вообще неизвестен системе, или «Честному знаку» не передали информацию о его нанесении. В обоих случаях продукция считается немаркированной, а конкретнее – нелегальной. Работать с ней нельзя, не исключается нанесение вреда клиенту. Розничному магазину рекомендуется открыть разбирательство со своим поставщиком, т. к. причина блокировки лежит в зоне ответственности производителей или импортеров.

  1. Отсутствие данных в системе «Честный знак» о вводе Data Matrix в оборот

Вывод следующий – производитель (или импортер) нарушил требования к выпускаемой (поставляемой) продукции. Код маркировки заказан, нанесен, но не введен в оборот. Решать судьбу такого экземпляра нужно вместе с поставщиком, обратившись к нему за разъяснениями.

  1. Идентификатор уже выбыл из оборота

Тут одно из двух. Либо маркированный товар продали ранее. Это может случиться по вине кассира – например, код плохо считывается, кассир сканирует маркировку с одного товара, а отдает другой. Либо вы приняли от поставщика товар, сомнительной легальности, выведенный из оборота кем-то. Дальнейшие действия зависят от причины. Если блокировка произошла по вине розницы, надо напомнить кассирам, что сканировать код маркировки необходимо с каждой единицы товара. Если по другой причине – разбираться с нечестным поставщиком. Возвращать ему товар или требовать компенсацию.

  1. Код маркировки некорректный, не соответствует закону

Если метка поддельная, выход один – снова разбираться с поставщиком.

 

Что делать, если…

Кассир увидел, что процедура проверки в «Честном знаке» не пройдена

- нужно сообщить покупателю, что касса выдала запрет на продажу товара, т. к. есть сомнения в его качестве. Предложить замену, и, если клиент согласен, продолжить продажу. Подозрительный товар с маркировкой передать старшему смены для проверки.

 

Пропал интернет, либо ГИС МТ долго не реагирует на запрос

- если ответ не приходит в положенные по новому закону 1,5 секунды (то есть, проблемы на стороне «Честного знака»), или произошел сбой интернет-соединения, должны подключаться офлайн проверки. После расчета с покупателем кассиру нужно сообщить старшему смены о проблеме. На ее устранение дается 3 дня (п.7 и п.18 Постановления 1944).

 

Покупку вернули, код маркировки уже выведен из оборота при продаже

- действия такие же, как и при возврате любого другого товара. Неповреждённый код нужно снова вернуть в оборот – оформить возврат на кассе по чеку или в ЛК «Честного знака». В противном случае, потребуется товар, подлежащий маркировке, пометить новым DataMatrix.

razreshitelnyj-rezhim-banner-2