В целях контроля за поведением освобожденных из мест лишения свободы предусмотрен институт административного надзора.
Согласно Федеральному закону от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон) под административным надзором следует понимать осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.
Главная цель административного надзора – предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.
Для достижения указанной цели законом на поднадзорного возлагаются ряд ограничений, контроль за соблюдением которых осуществляют участковые уполномоченные полиции.
Так, согласно закону, поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел для регистрации.
Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, за совершение нескольких определенных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, а также за умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.
Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.
Кроме этого, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение ряда тяжких или особо тяжких преступлений против личности, мотив которых политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда, а также за некоторые преступления в сфере терроризма и за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Общий срок административного надзора — от одного года до трех лет Административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не более срока судимости. Как правило, продление связано с совершением поднадзорным в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Закон предусматривает также возможность привлечения лица к административной ответственности за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре (ст. 19.24 КоАП РФ), а также к уголовной ответственности за уклонение от административного надзора (ст. 314.1 УК РФ).
Прокуратура Балаклавского района города Севастополя