Вопросы подачи и рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры города Севастополя
- Информация о материале
Работа с обращениями граждан в прокуратуре города Севастополя осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных законов от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях законов.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 в органах прокуратуры города рассматриваются обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории города Севастополя, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу, информационным системам общего пользования.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепляет принципы, которыми должен руководствоваться гражданин для определения организации, куда ему необходимо направить свое заявление. В частности, в статье 8 прямо указано, что заявителю необходимо направлять письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.
Обращение, поступившее в форме электронного документа, в обязательном порядке должно содержать фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме.
Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в 7-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. Не подлежат рассмотрению запросы и другие обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов прокуратуры.
Органами прокуратуры рассматриваются жалобы на судебные решения по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, жалобы по вопросам исполнения законодательства в сфере экономики, охраны окружающей среды, законности правовых актов, исполнения законов в социальной и иных сферах, исполнения законодательства о противодействии коррупции, исполнения уголовных наказаний, законов о несовершеннолетних, о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах, взаимодействия с представительными (законодательными) и исполнительными органами, органами местного самоуправления.
При подаче жалоб на вступившие в законную силу судебные решения по уголовным делам следует прилагать копии обжалуемых судебных решений: копию приговора или иного решения суда первой инстанции, копию решения суда апелляционной, кассационной инстанций, копии иных документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе (например, копию протокола судебного заседания).
По гражданским делам органам прокуратуры предоставлено право на обращение в суд с представлением о пересмотре решений и определений суда только в том случае, если прокурор участвовал или должен был участвовать в деле. Категории дел, по которым прокурор в целях осуществления возложенных на него задач вступает в процесс и дает заключение, определены законом и указаны ниже в разделе об обжаловании судебных постановлений по гражданским делам.
В соответствии с п. 1.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2007 № 212 в случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, прокурор обязан разъяснять заявителю порядок подачи заявления, сообщать наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении. Поступающие в органы прокуратуры сообщения о преступлениях по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксируются в Книге учета сообщений о преступлениях и безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. ст. 144, 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ). Отказ в приеме сообщения о преступлении, другие действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя обжалуются надзирающему прокурору или в суд. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление, о чем информирует заявителя, который в случае несогласия с принятым прокурором района или его заместителем решением, вправе его обжаловать вышестоящему прокурору либо в суд. В соответствии со ст. 124 УПК РФ данные жалобы рассматриваются прокурором в срок до 10 суток.
К сожалению, граждане часто обращаются не по адресу, что приводит к необходимости переадресовки их писем в другие организации по подведомственности, а это, в свою очередь, увеличивает срок рассмотрения обращений по существу.
Например, надо учитывать, что жалобы по пенсионным вопросам подведомственны Отделению Пенсионного фонда России по г. Севастополю, заявления по вопросам исполнения судебных решений находятся в компетенции УФССП России по Севастополю – главного судебного пристава Севастополя, жалобы на некачественное лечение подведомственны Главному управлению здравоохранения Севастополя, вопросы в сфере жилищно-коммунального хозяйства рассматривает Главное управление государственного жилищного надзора города, а на недостатки работы образовательных учреждений - Департамент образования города Севастополя.
Проблемные вопросы транспортного обслуживания, предоставления коммунальных услуг и другие связанные с обеспечением жизнедеятельности населения относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Нередко в органы прокуратуры ошибочно направляются жалобы на неэтичное поведение должностных лиц, в частности сотрудников ГИБДД. Указанные жалобы необходимо направлять руководству органов, где эти должностные лица работают, для проведения служебной проверки и применения мер дисциплинарного характера.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона обращение, в котором обжалуется судебное решение (не относящееся к компетенции прокуратуры), возвращается автору с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения в вышестоящий суд.
В связи с этим, необходимо напомнить, что прокурор рассматривает надзорные жалобы только на судебные решения по делам о выселении, восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, об оспаривании нормативного акта, о защите избирательных прав, об усыновлении, о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, о направлении гражданина на психиатрическую экспертизу, о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, по вопросам ограничения дееспособности и усыновления, о лишении родительских прав.